Газета прихода выпуск № 1 январь 2020 года

“Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая”

(Акафист Рождеству ПресвятыяБогородицы)

Поле Куликово

Информационный листок Православного прихода Храма Рождества Пресвятой Богородицы

с. Степанъково. Выпускается с ноября 2005г.

№ 1 январь 2020 г.

 

Неделя по Рождестве Христовом.

 

         Свершилась великая тайна воплощения, или вочеловечивания Сына Божия! Сбылись, исполнились все пророчества, прореченные святыми пророками, о приходе на землю ожидаемого Миссию.  И в богослужении сегодняшнего дня вспоминаются праведные Иосиф Обручник, Давид, царь и пророк, и Иаков, брат Господень. Кажется, что ни в какой другой службе с такой силой не утверждается православный принцип синергии о спасении нашем, как в богослужении сегодняшнего дня. Спасает нас Бог, но не без нашего участия. Человек – соработник Богу в деле спасения, в деле совершения пророчества и Откровения Божия.

         Среди названных праведников самой значимой и почитаемой фигурой является, конечно, царь Давид. Это знаковая фигура для евреев. Недаром ревностного служителя иудейским законам и веры богоизбранный народ называл сыном Давидовым. Даже Иисуса Христа, творящего много чудес исцелений от болезней и воскрешения из мертвых, простые евреи называли сыном Давидовым. Не предполагали тогда иудеи, ибо не видели и не знали, что именно царь Давид,  явится одним из первых пророков, предсказавшим пришествие Мессии - Иисуса Христа, что именно он, Давид, «войдет» после в новозаветный храм христианский и будет жить в нем до конца земных лет. Если бы знали тогда, если бы догадывались? Но когда это свершилось и когда Господь пострадал на Кресте, Воскрес и Вознесся на Небеса – трудно было не увидеть, трудно было не догадаться… Те, кто догадался и кто принял Иисуса Христа за Сына Божия, увидел в Псалмах Давида Тайну, открывшуюся после с удивительной силой и убедительностью.

         Давид Духом Святым предсказал сам факт прихода в мир Христа Спасителя (Пс.88,20), Божественную и человеческую природу Его – царя не иудейского народа, но Искупителя всего человечества. Пророк предсказал поклонение волхвов и будущее священническое служение Мессии – проповедь среди народов и обращение их к истине. Проречены были и торжественный въезд в Иерусалим (Пс. 8:3; 117:25-26) и предательство ближайшим другом и учеником ( Пс. 40:10; 54:14), а вскоре и горькая смерть самого предателя (Пс.54:16,24;108:18).

         Святой пророк предсказал страсти Христовы с такой силой, и в таких подробностях, как будто был им свидетель: отвержение иудеями и язычниками: «Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» (Пс.2,1), преследование и клевету «яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася» (Пс.108,2). Он описал и ложное обвинение Праведника (Пс.26,12;34,11; 108,2,2,3) и Его молчание на суде (Пс. 37; 14), насмешки над Ним (Пс. 21:7,8,16; 108:25), издевательства, избиения, плевки, бичевание (Пс.34:15,21 ). Предсказал позорную смерть – распятие (Пс.21,15-18 ), вкушение уксуса и желчи вместо питья (Пс. 68,22). Предвидел Духом Святым и молитву Спасителя о врагах (Пс. 108, 4) и восклицания на кресте: «В руце Твои предложу дух мой» (Пс. 30:6).

         Торжественным гимном воскресения в пасхальную ночь звучат пророческие слова 67 – го псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его».

         Пророк предсказал Вознесение Сына Божия и его седение одесную Бога Отца (Пс. 15, 11; 23,7; 67, 19, 109, 1; 117,19) и Второе славное пришествие (Пс. 49, 3-6). И вечное царство над миром: «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего» (Пс. 44: 6-7)»

         Видимое и невидимое соединились в сердцах верующих. И видел Духом Святым пророк Иезекиль уже тогда новый Иерусалимский храм, как прообраз новозаветного христианского храма.  «И привел Он ( Бог) меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сия будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» Иез (44: 1,2). Как учат нас святые отцы Церкви, под затворенными воротами святилища следует понимать нам девственное состояние Девы Марии. До Рождения Дева, и после Рождения – Дева. Таинственное и непостижимое для человеческого разума Рождение Младенца. Думается, что не будет греха под этими затворенными воротами, которые «не отворятся, и никакой человек не войдет ими», понимать нам также и то, что Мессия – Сын Божий уже явился миру и никакого другого Мессию человечеству не следует ожидать. Что же касается князя (игумена – в церковнославянском тексте книги Иезекиля), о котором говорит Иезекиль в своем дивном видении, то под ним нам следует понимать Псалмопевца, Давида царя, псалмы которого так широко используются в нашем христианском богослужении. «Сядет в них (вратах), чтобы есть хлеб перед Господом» Иез.(44:3) - означает молитву к Богу через псалмы Давидовы на богослужениях. «Войдет путем притвора этих ворот и тем же путем выйдет» - означает то, что псалмы в богослужение входят по определенному правилу (Типикону), позволяющему соединить их с другими текстами различных богослужений (входить и выходить).

         Иосиф Обручник –один из главных и непосредственных участников тех событий, связанных с воплощением Сына Божия и в ограждении Младенца Иисуса от зла, носителем которого явился тогда царь Ирод. Лк. (2: 13-23). Святое предание рассказывает нам о том, что Иосиф Обручник, выбранный судьбой как охранитель непорочной Девы Марии, был весьма стар, имея от рождения своего 80 лет. Но он сам был участником опасного пребывания Девы Марии с Младенцем в пустыне египетской, охраняя их, как кажется, прежде всего, молитвенно, от всякого зла. Старец Иосиф, будучи простым плотником, стал одним из главных восприемником Божия Откровения в деле воплощения и сохранения Сына Божия в Его младенческие лета. Предание рассказывает нам о том, что после того как он вместе с Девой Марией и Младенцем Иисусом вселился в Назарет Галилейский,  Иосиф, как плотник, трудом своим обеспечивал семью достатком. Когда Иисусу было 12 лет, Иосиф Обручник был еще жив, подтверждением чему является Евангельский рассказ о том, как Мария и Иосиф искали отрока Иисуса в Иерусалиме после посещения праздника пасхи Лк. (2:42-51). Видимо, через лет 5 после этого, праведный Иосиф скончался, и, как утверждает Предание, ему было около 100 лет.

         В Евангельском рассказе, читаемом за Божественной литургией в Неделю по Рождестве Христовом, мы не обнаруживаем среди спутников Девы Марии старшего сына Иосифа - Иакова. Но Предание указывает нам на то, что Иаков был вместе со святым семейством в пустыне египетской. Не можем мы теперь сказать, какие мотивы заставили Иакова сопровождать в трудном путешествии Деву Марию с Младенцем. Возможно, тогда он еще не осознавал до конца будущую роль Младенца Иисуса Христа в судьбе евреев и всех народов, населяющую землю. Вполне можно допустить, что им тогда руководил долг перед старшим поколением и возможность глубже понять сущность Младенца. Так или иначе, но мы знаем, что после Воскресения Христова, Иаков, брат Господень, имел твердую веру в Иисуса Христа.  Он был очень почитаемым человеком в среде просвещенных евреев, иудеев. Недаром они избрали его первым Иерусалимским Епископом. Но именно за его проповедь о Мессии, в котором Иаков увидел и убедительно показал  Иисуса Христа, иудеи жестоко убивают первого иерусалимского епископа.

         Тайна Спасения нашего, тайна воплощения Сына Божия открылась всем нам верующим в Святом Предании и Святом Писании. Спасает Бог, но не без человеческого участия. И это мы видим в нынешнем богослужении с особой убедительностью и силою. Чистота души и смирение делают Иосифа Обручника главным участником свершения промысла Божия по воплощению Сына Божия, и в охранения Девы Марии с Младенцем Иисусом. Давид, царь и пророк, своим глубоким покаянием и смирением, предвосхищает своею Псалтырью пришествие Мессии за 1000 лет и дает всем верующим основной путь к духовному восхождению. Иаков, брат Господень, с духовной силою и убедительностью утверждает веру в Иисуса Христа, Сына Божия, как ожидаемого всеми Мессию.

         Будем и мы, братья и сестры, помнить, что Бог нас, верующих, избрал для деятельной веры, для соработничества в деле нашего спасения. И ныне отцы, матери, братья и сестры, прославим Родившегося в Вифлиеме Иисуса Христа, и сохраним в сердцах своих дивный свет Вифлиемской звезды!

Настоятель протоиерей Георгий

Степаньково 13 января 2020

 

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ

 

         Между праздниками Рождества Христова и Богоявления Господня по календарю  всего двенадцать дней, которые издревле называют «святками», то есть святыми днями. Но между событиями этими, воистину Вселенского масштаба, от Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа до Его Крещения в Иордане,  тридцать лет. Как утверждал Господь наш, что пришел Он на землю не для того, чтобы отменить или разрушить Закон, но для того, чтобы исполнить его. Посему и, вступая на общественную проповедь, соизволил Он достигнуть по земным меркам Своего тридцатилетнего возраста. Любимый ученик Христов, святой Евангелист Иоанн Богослов, просвещает нас в истине: « Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью (и Духом), не водою только, но водою и кровью;  и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие –больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем» (I Ин 5; 6-9).

         Удивительный наш русский язык, словно, духовно осмыслив суть Богоявления, изложенную святым Апостолом и Евангелистом Иоанном, называет это действо не епифанией, не омовением, а Крещением. «Не водою только, но водою и кровью». И понятно всем, что Кровь, которую пролил за нас Господь на Кресте, - есть Великая Жертва и Великая Любовь Сына Божия, без которой невозможно было изменить падшее во грехах человеческое  существо. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедовал вам» Мф. 28:19,20.

         А что же означает слово крест, древнее орудие пыток и страданий? Есть такое мнение  что слово крест имеет один корень со словом Воскресить, Воскреснуть. Спаситель наш, распятый на Кресте, предав Дух Свой, на третий день Воскрес! Воистину огненное крещение. Слово воскреснуть, может  означать - возжечь заново жизнь, в отличие от  слова потухнуть, загасить, умереть. И в древности русские люди использовали для разведения  огня кресало, приспособление,  извлекающее искры от соударения камней.  Вода, Крест, Кровь, Дух Святой – Богоявление и Воскресение!  Как много  поводов  для глубокого проникновения в Тайну Божию, которую нам открывает так просто через содержание сегодняшнего чтения  Святое Евангелие. Когда Иисус Христос вышел из воды и молился (Лк3:21), отверзлись небеса, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него; и слышан был глас Отца: «Сей Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»( Мф3:17)  Господь наш вышел из вод реки Иордан. Река Иордан, воистину, судьбоносная река не только для народа Израильского, но и для всех христиан. Видимо поэтому в четырех из 13 паремий, читаемых в день навечерия Богоявления, река Иордан стоит в центре  этих Ветхозаветных текстов.  Именно Иордан  извещал  о милости Божьей к богоизбранному  еврейскому народу через Иакова или Иисуса Навина, или дарил исцеление  верующим через пророка Елисея, предвосхищая этот день Богоявления Господня.

         Ныне освящается все водное естество, освящается Благодатью Святого Духа, освящается, чтобы изменить, преобразить падшее человеческое существо, возвести его в жизнь вечную!

 Настоятель протоиерей Георгий

Мытищи январь 2015 г

 

110 лет со дня смерти святого праведного Иоанна Кронштадтского

 

         2 января по новому летоисчислению в 1909 году, или 20 декабря по старому стилю в 1908 году, перешел в жизнь вечную, один из самых почитаемых в России пастырей XIX века, святой праведный Иоанн Ильич Сергеев, митрофорный протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте.

         110 лет прошло с того памятного дня. И прошедшие годы сегодня, с одной стороны, позволяют больше узнать о личности великого пастыря за счет множества публикаций, посвященных жизни и деятельности праведного Иоанна Кронштадского, появившихся за эти годы, но с другой стороны, то же время, путем утрат и естественного старения, сделало для нас недоступными не мало письменных и устных свидетельств о выдающемся «народном пастыре».

         Печально, что никто серьезно тогда не занялся родословием древнего рода  священнослужителей из Архангельской губернии Сергеевых. А повод был, и время было!  За столетие, конечно, многие архивные документы были утрачены ( войны и революция). Знание родословного древа Сергеевых ограничилось, фактически, для всех нас тем, что рассказал об этом в своих воспоминаниях сам отец Иоанн Кронштадтский.

         Автору данного материала вспоминается, в связи с этой темой, посещение в этом году во Владимире дома музея Столетовых. Среди представленных экспонатов музея восхищает родословная роспись Столетовых – родословное древо: его глубина и широта охвата.

         Поиски автора этих материалов источников по генеалогии рода Сергеевых, не принесли заметных успехов. Хотя большие надежды подавала книга дореволюционного автора, иеромонаха Михаила, доцента С.- Пет. Духовной Академии, вышедшая еще при жизни Иоанна Кронштадтского в 1903 году [1]. Отец Михаил не только лично знал Всероссийского Пастыря, но и удостоился чести служить вместе с ним Божественную литургию. Названная книга об отце Иоанне Кронштадтском имеет надпись: «Полная биография с иллюстрациями». И что самое ценное с точки зрения биографии отца Иоанна Кронштадтского в ней, в этой книге – это копия фрагмента (страница) метрической книги с записью о рождении и крещении младенца Иоанна Ильича Сергеева. Правда, складывается такое впечатление, что автор названного труда не только не изучал, но даже не видел копии указанной метрической книги, которая приведена в его издании. Отец Михаил пишет: « Родился о. Иоанн в ночь на 19 октября. Новорожденный был чрезвычайно слаб, так что родители не надеялись даже, что он доживет до утра, окрестили его в ту же ночь, пригласив местного священника, и назвали именем св. Иоанна Рыльского» стр 10. Сделаем попытку более глубоко изучить представленную в указанном издании копию страницы метрической книги с рождением и крещением Иоанна Кронштадтского, привлекая к этому другие данные к биографии Всероссийского пастыря. На представленной копии метрической книги разместились записи о рождении и крещении пяти человек, включая Иоанна Ильича. У всех их в соответствующей графе записано: «По слабости здоровья крещен в доме священником Сергеевым.»  Понятно становится, что приходской священник этой церкви либо прямой дед Иоанна, либо его двоюродный дед. В метрике этой имя священника не пишется, как не пишутся отчества большинства там записанных: родителей мужского пола, восприемников обоего пола, что усложняет составление родословного древа представленных фамилий. Однако из других источников известно, что священником этой церкви в Суре был Михаил Никитович Сергеев, дед Иоанна Ильича. А дьячок этой церкви (родитель о. Иоанна) записан как Илья Сергеев. Восприемниками у Иоанна Ильича записаны: некто Иван Кунников и  священника Сергеева дочь Дарья. Нет сомнений, что Дарья является роднёй Сергеевых – это обычная практика. Для того, чтобы понять в каком родстве она находится с Сергеевыми у нас мало данных, имеющихся в метрической записи. Наиболее простым вариантом может быть такое родство, когда она дочь приходского священника Сергеева, девица Дарья, родная сестра дьячка Ильи Михайловича Сергеева. То есть, в таком уточнении - родная тётя младенца Иоанна Ильича, Дарья Михайловна.  В указанной метрике отсутствуют слова приходского и девица. Возможно, что эти «упущения» пишущим метрику связано с очевидностью указанных связей. Скорее всего, метрическую книгу вел и писал отец Иоанна Кронштадского, дьячок Илья Сергеев, по крайней мере, устав вменял дьячку быть письмоводителем.

         Другая сторона исследования указанной метрической книги состоит в понимании сроков крещения рожденного младенца. И сравнивая для всех записанных здесь рожденных и крещенных (пяти младенцев) даты ( октября – ноября 1829 года), выпишем даты рождения \ крещения: 14/15;19/20;20/23;1/1;1/1.  То есть все из них ( записанные как слабого здоровья) крещены были на первый, второй и третий день по рождении в доме. Заметим, что когда священник Сергеев крестил младенца Иоанна Сергеева в Суре  20 октября, в тот же день родилась в деревне Филимоновской у Феоктиста дочь Параскева, которая также, как и все названные «за слабостью здоровья была крещена в доме», но заметим, что совершилось это только 23 октября, на третий день по её рождению. Далеко ли добираться от села Суры до деревни Филимоновской – мы не знаем. Жил ли дьячок Илья Михайлович со своей женой в своем доме, или жил вместе с родителем своим, местным священником Михаилом Никитовичем – мы не знаем. Хотя вполне можем предположить, что дьячок церкви Илья Сергеев жил в доме своего тестя, умершего дьячка церкви Власия Порохина, дочь которого Феодосия Порохина стала его женой в 1828 году, а в 1829 году у них родился «первенец», младенец Иоанн. Обычно дома священноцерковнослужителей находились на церковной земле и, следовательно, размещались вблизи друг от друга. Так что вполне возможно, что местный священник, как записано, Михаил Сергеев, ночью, правда, уже 20 октября пришел в дом своего сына, чтобы крестить своего первого внука, нареченного им Иоанном. И видимо в этом же доме, еще  ранее, 15 октября 1829 года, приходской священник крестил двоюродную сестру Иоанна Ильича, незаконнорожденную Параскеву, родительницей которой записана Ефимия Порохина, сестра Феодосии Власьевны, родительнцы Иоанна Кронштадтского. Из копии страницы метрической книги также видно, что приходскому священнику, деду Иоанна Ильича, отцу Михаилу Сергееву пришлось 1 ноября крестить двоих младенцев в двух домах другой деревни Погано -Сурской: Дмитрия и Степана, родившихся в этот же день 1 ноября. Таким образом, метрическая книга за 1829 год церкви села Суры, еще раз подтверждает сложившуюся практику крещения в России того времени младенцев из всех сословий: на первый, второй, третий день по рождению. Казалось бы, что в этом проявлялось отклонение от тех обрядов и обычаев, которые РПЦ приняла от греков, не в чем ином, как в Таинстве Крещения. В частности, наречение имени на восьмой день. Но высокая смертность рождающихся детей на Руси заставила разумно пересмотреть сроки крещения младенцев и принять эту практику для всех официально. Следует заметить, что в других епархиях России, того времени, обязательно требовалось в метрической книге о крещении младенцев делать следующую запись: «молитвословие родительнице читал,  имя нарекал и крестил священник….». Там же не писали, что в связи со слабым здоровьем младенец крещен в доме, но крестили на 1,2,3 день после рождения всех, и, по логике вещей, понятно, что ходили в дом младенца, где и читали молитву родительнице, и нарекали имя, и крестили младенца. Так что часто физическое состояние новорожденных младенцев усугубляют в рассказах и воспоминаниях, в связи с реальной записью в метрической книге: «За слабостью здоровья крещен в доме…». По сути дела, запись эта - была просто формой, предложенной Духовной Консисторией, позволяющая отступить от правила,  и за которой невозможно понять, действительно ли младенец находился при смерти.

         В то время в русской Церкви не принято было писать в метрических книгах первой части, о рождении и крещении, в честь какого святого крещен младенец. Знали это из  других источников, и знал, конечно, это сам крещённый, если оставался живым. Святой праведный Иоанн Кронштадский был крещен в честь болгарского святого, преподобного Иоанна Рыльского (Рильского), день памяти которого совершается 28 августа и 19 октября ( Перенесение мощей) по старому стилю нашей Церковью.

         Обратились мы и к солидному православному источнику [2], в котором в 24 томе в статье Праведный Иоанн Кронштадтский на стр  353  даны основные биографические сведения о Всероссийском пастыре. К сожалению, в отношении нашей гипотезы, связанной с тем, что восприемницей при крещении Иоанна Ильича мы посчитали его родную тетю по родителю, Дарью Михайловну, в указанном источнике нет строгого обоснования. Хотя в нем «черным по белому» написано, что восприемница Дарья Сергеева является  родной тетей Иоанна Ильича, с другой стороны, там же она называется дочкой сельского священника. И для читающего совсем становится непонятно какого «сельского священника» она (Дарья) дочь, так как отчества её не называют. Конечно же, приходской священник Михаил Никитович Сергеев, он же и местный, он же и сельский священник, но синонимы эти не должны вносить в текст двусмысленность.  Удивительно, что в церковном издании тексты пишутся, порой, совсем без соблюдения принятым в нашей церкви наименованиям и понятиям. Мы написали здесь, что предполагаем, что восприемница, Дарья Сергеева, является дочерью приходского священника Михаила Никитовича Сергеева, родной сестрой дьячка Ильи Михайловича Сергеева и, следовательно, родной тетей Иоанна Ильича. О сомнениях наших, в связи с принятием такой версии, мы сказали ранее.

         Совершенно недопустимо в церковном издании называть родителя Иоанна Кронштадского Илью Михайловича, псаломщиком, имея в виду, что он скончался в 1851 году, о чем утверждает же указанная статья [2]. Он был ДЬЯЧКОМ. В то время, если и возможно было найти людей, называемых псаломщиками, но они служили только в некоторых городских соборах и не входили, увы, в духовное сословие. Псаломщики как служащие духовные лица, духовного звания, были введены в РПЦ только в 1886 году.

Настоятель протоиерей Георгий

Мытищи, январь 2020

[1] Иеромонах Михаил  Святой Праведный Иоанн Кронштадтский С.- Пт. 2010 г

[2] Православная энциклопедия Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия  II, том 24,  Иоанн Кронштадтский. стр 353-382

 

 

Речь отца Иоанна Кронштадтского нижегородским пастырям

(Самарские Епархиальные Ведомости №21 1901 года неофиц. часть стр 987- 989)

 

         Досточтимые отцы и собратья, сопастыри!

         Вы сами, как вижу - люди украшенные сединами, значит, сами богаты опытом жизни. Мне вас нечему учить.

         Но так как вы спрашиваете меня, как я достигаю благотворного действия на сердца людей, то я вам скажу. Я стараюсь быть искренним пастырем, не только на словах, но и на деле, в жизни. Поэтому я строго слежу за собой, за своим душевным миром, за своим внутренним деланием.

         Я даже виду дневник, где записываю свои уклонения от исполнения Закона Божия: поверяю себя и стараюсь исправляться.

         Я целый день в делах, с утра и до поздней ночи.

         Свое пастырское служение я совершаю не только в Кронштадте, но приходится часто путешествовать для этого по разным местам России.

         Меня осаждают каждый день просьбами, так что иногда мне тяжело и не хочется, но делаю, стараюсь удовлетворить всех просителей.

         Где бы я ни был, а особенно в Кронштадте, я каждодневно совершаю сам литургию и искренно и сердечно –усердно и благоговейно приношу святую бескровную жертву Богу о грехах своих и всех православных христиан.

         Молящиеся видят и чувствуют мое искреннее,  благоговейное служение и сами проникаются святыми чувствами и молятся усердно.

         За каждой воскресной литургией я проповедую живое Слово Божие.

         В моих поучениях изображается моя внутренняя жизнь, моя душа; я беспощадно караю грехи, пороки и страсти человеческие, обличаю заблуждения сектантов и раскольников. Благодарение Богу! – я сам вижу плоды своих пастырских трудов.

         В Андреевском соборе, а он большой, народу бывает тысяч до пяти, и все это множество слушает меня, как один человек, никакого шума, толкотни, глаза всех устремлены в меня.

         Когда я выхожу из храма, меня с любовью окружает народ, все с сияющими лицами, у всех видно благодатно- радостное настроение. Все это – плоды моей молитвы и проповеди.

         Извините меня, досточтимые сопастыри, что я говорю так о себе. Боже, сохрани меня,  чтобы я говорил это для самовосхваления, Боже упаси! Нет, не я все это делаю, а благодать Божия, почивающая на мне – священнике.

         Меня часто приглашают для молитвы в богатые и знатные дома, где много жертвуют. Этими средствами я делюсь с нищетой, которой так много стало в наше время. Я посылаю свои лепты в учреждения и бедные церкви, делюсь с собратьями – пастырями и вообще бедными людьми. Кроме того, мой доверенный ежедневно подает из моих средств тысяче беднякам на хлеб. Но я должен сказать. Что я не всегда подаю пьяницам, вообще кто надеется только на свои ноги, попрошайничает, таким я не подаю.

         Ко мне часто приносят больных, так называемых бесноватых, и просят. Чтобы я помолился о них. В таких случаях я действую простотой своей веры. Обыкновенно подобные больные очень беспокойны. Когда их приводят ко мне, то они плюются, пинаются и при этом всегда, как замечено мною, закрывают свои глаза, но я приказываю открыть глаза. И так как больной не открывает, то я настойчиво требую:  «открой глаза!» и при этом сам устремляю на него свой взор. Больной, наконец, открывает глаза, а я, смотря ему в глаза, говорю:  «Именем Господа нашего Иисуса Христа запрещаю тебе, дух нечистый, выйди из него!» и благославляю больного. Больной успокаивается и начинает молиться, и я приобщаю его.

         О, братья, нам много дано от господа Бога благодати, и если мы сохраним этот дар Божий, то мы непобедимы.

         Вот, досточтимые пастыри, так я служу для славы Божьей, для прославления Церкви Христовой и распространения Веры Православной. Все это говорю вам искренно, как сопастырям и, по вашему желанию, для пользы пасторского служения святой Церкви и Отечества.

 

Годовое собрание духовенства и мирян Московской епархии.

 

         27 декабря 2018 г в  спортивном комплексе "Арена-Мытищи" состоялось годовое  собрание духовенства и мирян Московской епархии.  В  числе приглашенных от нашего прихода была и я. В огромном спортивном комплексе  собрались приглашенные  со всех приходов Московской области.

         Первым был заслушан доклад Управляющего Московской епархии Митрополита  Крутицкого  и Коломенского Ювеналия. Затем были заслушаны отчеты по разным направлениям деятельности епархии. Среди докладчиков выступал и наш благочинный, отец Дмитрий Оловянников. Он рассказал, какая работа проводилась в течение уходящего года по социальной благотворительности  и социальному служению приходами и монастырями Московской епархии. Всю эту работу во всех сферах социального служения Московской епархии координировал  Епархиальный отдел по благотворительности и социальному служению, возглавляемый протоиереем Дмитрием Оловянниковым. С докладом о восстановлении порушенных святынь выступил секретарь Московской Епархии протоиерей Михаил Егоров, который и возглавляет комиссию  по  восстановлению порушенных святынь Московской епархии. Митрополит Ювеналий, являющийся инициатором  восстановления храмов, утраченных за годы правления безбожных властей, сегодня ставит перед всеми приходами Епархии задачу не оставить ни одного порушенного храма на территории Подмосковья. В отчетном докладе комиссии по восстановлению порушенных святынь был отмечен  вклад  Мытищинского благочиния  в восстановлении Покровского храма  с. Ново-Васильевское Лотошинского района, где есть скромный вклад и нашего прихода.

         В заключительной части собрания был зачитан поздравительный адрес Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, в связи с его 60-летием служения в священническом сане, и ему была преподнесена Икона Господа Вседержителя. В ответном слове Митрополит Ювеналий  сказал, что он не любит считать годы своего служения, дабы не подводить итог своей деятельности. Владыка привык считать недоконченные дела, которые он будет стремиться завершить.

         Годовое отчетное собрание закончилось небольшим концертом церковного пения.

Никифорова Л.А.

 

Памяти отца игумена Платона (Кисурина), настоятеля церкви Николая Чудотворца в поселке Николо - Прозорово Мытищинского благочиния

 

         8 января 2020 года скоропостижно скончался  настоятель храма святителя Николая Чудотворца, что в поселке Николо – Прозорова Мытищинского района, игумен Платон ( Кисурин).

         10 января 2020 года возле алтаря этого храма, при стечении многих прихожан храма и духовенства и прихожан Мытищинского благочиния, состоялось его погребение. Отец игумен Платон был одним из первых священников возрождающегося тогда Мытищинского благочиния, священник отец Александр. Он прослужил в священническом сане более 28 лет, из них, более 18 лет в монашеском чине. И большое число причащающихся в этой поминальной литургии, совершаемой в Никольском храме, – также яркое свидетельство пасторских заслуг усопшего. И, конечно, это свидетельство той любви, «которая никогда не перестает,…не ищет своего,… а сорадуется истине,... все покрывает,…все переносит…»

         Человек, стоящий у гроба почившего, невольно мысли и чувства свои предает теме жизни и смерти. Рождение и смерть - самые яркие и ощутимые события в жизни человека. И священник, по долгу своей службы, чаще всех является соучастником этих событий. Он крестит, венчает и отпевает. Он созерцает Смерть и возвещает Жизнь, когда служит Божественную литургию. Он свидетельствует о смерти и возвещает Жизнь, когда совершает чин панихиды и погребения усопших. Он в Таинстве истинного покаяния, «силою и властью, данной…» ему от Бога, поражает жало смерти, возрождает семя Жизни. И, конечно же, по- своему переживая все это, он, священник, главное из пережитого «слагает в сердце своем». Он сам страдает от того, что не видит в себе и ближних своих внутренней гармонии души и тела, страдает от реального удаления правды жизни от Евангельской правды. И без этих страданий не может быть и жить истинный пастырь.

         Страдал и отец Платон – это я видел в глазах его… Редко я общался с ним по телефону. В немногословной беседе нашей, казалось иногда, что он хочет, желает открыть мне предмет своего страдания. И когда я долго не видел его - то с большей внутренней силой ощущал в себе его страдания и свою неспособность как-то помочь ему. Господь только один знает все тайны души человеческой. Только Бог знает и владеет временами, пригодными для тех или иных событий в нашей жизни. Примем и мы Волю Его Святую и молитвенно попросим Его: «Да, упокоит Он служителя Своего, игумена Платона, в селениях Своих! Вечная тебе память, служитель Алтаря Господня, игумен Платон!

 Степаньково 12.01.2020 г.

Настоятель протоиерей Георгий


Назад к списку