МИССИОНЕР № 1 ПЕРВЫЙ квартал 2024 год

МИССИОНЕР

№ 1 ПЕРВЫЙ квартал 2024 год

Приложение к информационному листку

Богородицерождественского храма с. Степаньково

 

   Среди десяти книг, приобретенных для нашей приходской библиотеки в первом квартале, есть роман Андрея Кошелева «Сим победиши» М., Сибирская Благозвонница, 2023.  Роман этот является только первой частью задуманной современным автором масштабной исторической эпопеи о жизни выдающего Императора Константина, первого христианского правителя Римской империи.

   Мой интерес к Прославленному Императору Константину вызван, прежде всего, необычной судьбой признанного всем христианским миром Святого Равноапостольного Праведного Константина. А также историей наречением именем Константин русских людей. О последнем я говорю на страницах будущей книги, которая, дай Бог, будет мной завершена.

   Хотелось знать больше о жизни Константина Великого, положившего начало официального государственного почитания христианской веры. И предложенный роман действительно помогает окунуться читателю в ту эпоху, далекую от нас по времени и по духу. Душа Императора Константина в традициях того государства накапливала силы, страдала и принимала, или отвергала все то, что было в культуре языческого государства с их божествами и верою. Так интересен эпизод романа, где описывается сцена гладиаторского боя, на который как на праздник собирались в Колизеи многие люди. Непременным свидетелем этого зрелища был и сам император, который находился в окружении своих придворных. «Пока публика напряженно ожидала начала схватки, маленький невзрачный человек в серой шерстяной тунике перебрался с верхнего яруса, где сидела беднота. Вниз, в сектора для состоятельных граждан, забрался на парапет, защищавший зрителей от животных, и спрыгнул вниз…. Люди, одумайтесь! – закричал человек, и его голос эхом прокатился по всему Колизею. – Именем Господа нашего Иисуса Христа заклинаю вас, остановитесь!» стр 206  Человек продолжал свою обличительную речь и Константин приказал не трогать его. Но после публика не выдержала этого вмешательства в зрелище, и на человека этого посыпались камни. «Его лицо превратилось в месиво, тело было в крови, осколок ключицы торчал наружу. Сделав последнее усилие, он поднялся и посмотрел мутными глазами на своих палачей. Наконец один из камней попал точно в висок, прекратив его страдания…Константин повернулся к публике спиной, простоял так с минуту, а затем покинул ложу. Фауста поспешила за ним» (стр209).

   В романе немало эпизодов посвящены военным действиям. Много было врагов у Константина. В романе показана тяга Константина к молитве.(Стр.96) «Императору захотелось уйти к себе в шатер, чтобы помолиться. С тех пор как он обрел Бога, молитвы помогали ему успокоиться, привести мысли в порядок, а главное, согревали душу»

   Данный роман заканчивается на довольно мрачном эпизоде в жизни Императора Константина. Лициний пытается отравить Константина через его соправителя Вассиана. В этом эпизоде участвует жена Лициния, сестра Императора Константина Констанция, которая и предупреждает брата о предательстве Вассиана. Страницы сочинения запечатлели гнев Константина к предателю. «Император опомнился только, когда мольбы о пощаде перешли в хриплые стоны. У Вассиана было разбито лицо, сломаны рука и несколько ребер. Он лежал не шевелясь, кровь струйками текла на мраморный пол» (стр 530).

   Самым удивительным в жизни Константина Великого является то, что он принял крещение уже на смертном одре.

   «Биографическое основание для скепсиса относительно обращения Константина после видения креста находят, естественно, в том, что крещение он отлагал до конца своей жизни и принял его уже на смертном одре от епископа-арианина Евсевия Никомидийского. Распространенная в католической среде версия о крещении Константина святым епископом Сильвестром, совершенном над ним намного раньше, давно уже никем не принимается всерьез. Между тем хорошо известно, что подобное отлагательство крещения представляло собой не исключение, но норму в жизни христиан Древней Церкви. Святой Амвросий, известный своей преданностью Церкви, был избран епископом Медиоланским, когда он еще не был крещен. Аналогичный хрестоматийный случай относится к избранию Нектария епископом столичного города – Нового Рима. Тем более обычным было длительное отлагательство крещения обращенным и сознательным христианином во времена Константина, предшествовавшие эпохе Феодосия Великого, когда подвизались святители Амвросий и Нектарий, более чем на полувека. Это, однако, не значит, что Константин оставался вне Церкви до смертного одра. Оглашение в те времена почти во всех случаях совершалось не сразу перед крещением, как это делается ныне, но часто предшествовало крещению не месяцами, а годами и десятилетиями, как это и имело место в случае Константина». Этот текст, заимствованный мной из книги протоиерея  Владислава Цыпина, вполне объясняет недоумение многих о крещении великого Святого на смертном одре.

   Друга замечательная книга, называемая НАШЕ РОДНОЕ, современного автора многих известных литературных произведений Александра Сегеня, составляет очерки и публицистику названного автора. М. Покров 2014 год  В ней он говорит о Православии, о значимых события на Руси, о выдающихся наших русских соотечественниках. Публицистика писателя замечательна и православного нашего современника читателя заставляет глубже задуматься и об истории нашей России и о процессах происходящих в сегодняшний день.

   Многие из нас знают историю фамилии правящей династии на Руси – РОМАНОВЫХ. Я, изучая русские фамилии, тоже интересовался этой фамилией, так как в нашем родословии такая фамилия есть. Интересно здесь другое, что не очень приличные и даже безобразные фамилии, которыми, как правило, обладали представители высшего сословия (дворянства) не были использованы в случае известного рода бояр, из которого выросла правящая династия царей Романовых. В очерке ROMA NOVA Александр Сегень рассказывает кратко об истории фамилии Романовы, которую получила правящая, царская династия на Руси, и о тайном смысле этой фамилии, имеющей сакральный смысл. (стр 204-206). Автор напоминает, что почти за 100 лет до избрания царем Михаила Романова, в 1523 и 1524 годах старец  псковского Спасо Елизаровского монастыря Филофей в своих посланиях к Великому московскому князю Василию III писал «…скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнишнего государя нашего, который во всей поднебес единый есть христианам царь и правитель святых Божьих Престолов, святой Вселенской Апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви Святого и славного Успения Пресвятой Богородицы, что одна во вселенной  краше солнца светится. Так знай, христолюбец и боголюбец , что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать» (стр 205).

   Третья книга –это рассказы для юношества уже известного писателя, драматурга и поэта монаха Варнавы ( Санина) ТАИНСТВЕННЫЙ ПОСОХ М. Сибирская Благозвонница 2023  год. Простые незатейливые рассказы житейского содержания либо из монашеской жизни, в которых обнаруживается промысел Божий о спасение рода человеческого. Простые, а, порой, наивные сюжеты, читаются легко, но оставляют у читателя духовный след, вполне врачующий и направляющий грешную нашу душу ко спасению. «Распутанный клубок» (стр133) рассказывает о необходимости и смысле исповеди, которая изменяет человека и делает его жизнь другой, устраивает мир в душе. Пассажир поезда священник Григорий и проводница в вагоне, только два героя рассказа, открывают перед читателем великую и простую тайну исповеди. В третьей главе своей книги автор с любовью рассказывает о современных духовных лицах – монахах Черниговского- Гефсиманского скита, с которыми, по милости Божьей, ему пришлось общаться в пору его жизни в монастыре послушником, когда он водил экскурсии паломников в этом скиту. Это иеромонах(Ручкин) и монах Прокопий. В книге рассказывается о том, что монах Прокопий был прозорливцем и весьма духовным человеком, судьбу которого, в виду его мало -словности, точно никто и не знал. «Стать иеромонахом, то есть монахом-священником он не мог, так как у него не было одной руки.  Да и на другой осталось только три пальца, да и то, насколько мне помнится, не полных»( стр 386).  «Так иеромонах Иннокентий однажды сказал, что у отца Прокопия не было еще и одного глаза, вместо которого был искусственный, сделанный очень похоже на настоящий…

   Словом, с точки зрения медицины, отец Прокопий был полным инвалидом. По человеческим меркам – калекой. А духовно – богатырем.» (стр 387).  Рассказы из жизни монаха Прокопия в Гефсиманском скиту говорят о его высокой духовности и раскрывают перед читателем великий смысл монашества в наше время.

   Другая книга этого же автора, монаха Варнавы (Санина), изданная Сибирской Благозвонницей  М., 2023 год, названная СЫН УТЕШЕНИЯ, представляет собой документальную повесть о духовном пути самого автора, бывшего офицера, военного журналиста.Вместо предисловия к этой книге дана единственная фраза, главная мысль которой заключатся в том, что все случайное является закономерностью, которая называется Промыслом Божьим. И это мы, многие православные, знаем даже из своей жизни и опыта.

   В дореволюционное время считалось не благочистивым, и даже неприличным людям духовного звания писать белитристику и стихи. Были случаи, когда монахи писали книги, но это были биографии и жития людей особых, святых. Думается, что конечно это было ложное благочестие. Потому, что человек в духновом звании, а тем более монах, в своих сочинениях может дать читателю не только увлекательное чтение, но и великую духовную пользу. Это же вполне можем отнести к названной документальной повести отца Варнавы (Санина). Будучи молодым офицером он перенес тяжелую операцию, с описания  которой он и начинает свой рассказ. Стал писателем и драматкргом, а сердцем прозрел Бога, и понял, что «без Бога не до порога», и постригся в монашество. Видимо, как и его духовному отцу монаху Прокопию по состояния здоровья невозможно было принять священнический сан ( стать иеромонахом), и он, по милости Божьей, многие годы своей жизни, по благословлению, занимаясь писательским трудом, стал монахом, приняв пострижение в честь преподобного Варнавы Гефсиманского . Пострижение его в монахи совершил, его духовник иеромонах Инокентий (Ручкин), клирик Казанской епархии. Из документа, которым заканчивается названная книга, Свидетельство (о пострижении) (стр.621) можно прочитать, что пострижение это произошло 10.10. 2009 года в храме Казанской иконы Божьей Матери при Анзерсом ските Елабужского монастыря. 

   В названной книге есть стихи, поэма, посвященная старцу. На мой взгляд, очень ценным материалом этой книги являются биографические страницы преподобного Варнавы (Меркулова)  (См. глава13 Старец –Утешитель, стр.110 ), источниками которых  послужили книга о преподобном Варнаве, изданная при его жизни в 1900 году, труды архимандрита Георгия (Тертышникова) 1996 год и др, указанные монахом Варнавой (Санином) на стр. 110.

   Пятая книга сегодняшнего обзора это исторический роман Трибунал Екатерины Федорчук М., НИКЕЯ 2021года. Автор книги является победителем конкурса Издательского совета РПЦ на лучшее художественное произведение о новомучениках Российских. Роман начинается с подготовки к слушанию судебного дела в губернском городе С. В здании городского суда, который находится на Московской улице, недалеко от консерватории, которая размещалась в старинном немецкого стиля здании на Немецком проспекте. Предположительно описывается старинный крымский город Семфирополь. В центре событий находится исполняющий обязанности председателя следственной комиссии Революционного трибунала губернского города С. Роман Давыдович Хацкелеев, который, как утверждает автор романа, не был чужд музыки. В дальнейшем становится ясно, что он сын равина. Но он главный обвинитель в показательном суде над попами. Два с лишним месяца шла следственная комиссия. Роман Давыдович был хитрым и умным обвинителем и настроен был положить конец всем беспорядкам со стороны церковников. Его личная жизнь его мало интересовала, хотя проблема его смейная высвечивается автором романа на первых страницах сочинения. Жена его Кира из дворянского сословия, эсерка и беременная, предъявляет мужу претензии, связанные с невниманием к её положению и эгоизмом мужа. Чтобы как-то привести его в чувство жалости и сострадания к ней, она пугала его абортом, говорила: сделаю аборт, а он спокойно отвечал ей – делай. Ты – эгоист – укоряла его Кира. Я – марксист – отвечал на это ей муж. Сей персонаж являл собой революционера нового типа: образованного, умного и хитрого, в отличие представителя старой революционной власти губернского города С., который стал позже его помошником, имя которого было Дойч. По другому он в романе не называется. Дойч не был сторонник умных доказательст виновников, а решал все вопросы растрелом и репрессиями.

   И для главного обвинителя необходимо было найти веские «зацепки», которые бы и дали аргументированные обвинения «консерватимному» духовенству. И  Хацкелеев нашел эти важные аргументы, в результате чего на скамье подсудимых оказались контреволюционно настроенные попы. Проповедь «святого отца», опубликованная в газете и панихида, которую он учинил при скоплении большого числа народа по убиенному Царю Николаю II 24 июля – это был основной обличительный материал, которым располагали обвинители. Видимо об этих событиях писала газета Известие №159 1918 года, так как автор романа дает ссылку на этот источник.

   В ходе этого судебного прцесса, который описывается в романе, обнаруживается методика революционных следователей продвигать и доказывать свои обвинения путем запутывания следственных показаний, часто используя для этого неопытность и не совершенство дающих показание свиделей. Главным обвиняемым на скамье подсудимых был священник  Михаил Платанов, именно он совершил панихиду по убиенному царю. И на следствие пригласили девочку сиротку, которая жила в доме священника. Она искренне плакала от страха и мало что могла сказать, но обвинители склоняли её своими вопросами к тому, что было им нужно. Один из методов «технологии» обличения врагов большивизма состоял в нахождении среди их противников предателей и отступников, способных свидетельствовать о личностях подсудимых. Мы увидим в конце романа, как это использовалось революционерами в самом крайнем проявлении.  (Дрогнувшего при расстеле некоего Павла заставляют отречься от Христа и стрелять в отца Михаила).Но в еще в развивающемся сюжете романа на суде в качестве свидетелей появляется священник Дмитрий Степанович Крылатов. Появился он, правда, по своей инициативе, так как хотел оправдать себя, ибо он был назначен временно исполняющим должность настоятеля Серафимовского храма, где служил ранее обвиняемый отец Михаил Платанов. Отец Дмитрий называет отца Михаила опонентом, так как ранее, на епархиальном собрании, состоялась дискуссия между ними по поводу высказываний отца Дмитрия, назвавшего Христа революционером или социалистом.

   Сложная психологическая обстановка, сложившая на суде, усугубляется и тем обстоятельством, что главный обвинитель Роман Давыдович, влюбляется в дочь отца Михаила Веру. Хотя результатом обвинительного акта становится осуждение епископа условно, а отца Михаила на 15 лет, а также других участников суда на различные сроки, но заканчивается все это страшной картиной убийства на кладбище ночью многих обвиняемых, вследствии пришедшего сверху приказа – всех расстрелять.

   Здесь надо сказать, что автор романа, видимо, специально плавность сюжета сорвал неожиданной стороной событий. Читателю дается возможность ощутить нечто неудобное, чтобы понять насколько тяжело оказаться в ночь на кладбище среди тех, кого сейчас расстеляют. Страшная сцена с попыткой  Дойча заставить Егора отречься от Христа и других обреченных на смерть.  Егор – был один из воспитаников в приюте отца Михаила, еще ранее ранивший в плечо Романа Давыдовича. Сюжет романа наколяется до нельзя. Попытка Хацкелеева освободить Веру. Слово посмертное отца Михаила в укреплении веры обреченных на расстрел, прерванное выстрелом того, кто предал веру и Христа, и назвался Пашкой. А затем….Послесловие, названное «наши дни». Из которого становится ясно, что Хацкелеев точным выстрелом в сердце убил тогда Дойча. А потом Хацкелеев был убит теми, за кеми стоял Дойч. После этих событий много нашли на теле Хацкелеева следов от беспорядочной стрельбы и штыковых ударов.

   На вопрос заданный тогда потомком Хацкелеева в слух: « Что же они не поделили?» у разумного читателя есть ответ другой, нежели дал в книге один из персонажей романа Леонид Евгеньевич.

   Там на могилах наших православных предков, произошло прозрение души сына равина Романа Давыдовича,  ярого марксиста и революционера, который совершенно сознательно, в тяжелых условиях, всю свою волю и силу ненависти к большевицкому кровавому режиму, выразил точным попаданием в сердце Дойча.

   Шестая книга, приобретенная нами, для приходской библиотеки -это сборник рассказов трех выдающихся русских писателей: Ивана Алексеевича Бунина, Александра Ивановича Куприна и Антона Павловича Чехова, которая называется «Чудесный доктор» М.2023год

   Самый пространный рассказ в этой книги,пожалуй, А.И. Куприна, называемый Чудесный доктор.

   Иван Бунин является мастером короткого рассказа. Это я давно понял, и, читая его рассказы, удивлялся его умению в малой форме рассказа передать читателю многие чувства и мысли. Как мне кажется, Бунин не стремился героями своих рассказов сделать особую личность, в некотром смысле, выдающуюся или оригинальную, что было свойственно другим писателям, например, Лескову. Один из его рассказов называется именем Мелитон, представленной в этой книге, возможно, не совсем типичен для автора, в этом смысле. Имя Мелитон с греческого означает медовый, пахнущий медом. По моим архивным исследованием могу сказать, что имя зто не было таким распространенным в дореволюционной Росии. В нашем , весьма разветвленном родословии, есть всего одно имя Мелитон, носителем которого был Благочинный священник Одоевского уезда отец Мелитон Богоявленский, живший в XIX веке. Представляется, что среди других сословий, имя это довольно редкое. В этом рассказе Бунин прекрасно передает природу того места, где жил Мелитон, возле его караулки. Передает её словами в майской поре и зимой в день хмурый и туманный. Само описание этой природы в разное время года выявляет в авторе большого писателя. Но думается, что главное для автора человек, Мелитон, живущий, фактически, много лет в затворе. И многое позволяет увидеть читателю в Мелитоне автор рассказа. От того как он встал и выправился в свой большой рост перед ним, «с той особой выправкой, что присуща была когда –то только николаевским служакам, и тотчас принял бесстрасное выражение, как бы стараясь скрыть постоянную печаль своих бледно-бирюзовых глаз». И как он молился в своем простом доме зимой в натопленной избе. «Видно было, что он только выкупался, - редкие волосы его были мокры и причесаны, подбородок чисто выбрит, длинная  белая рубаха распоясана. Порой он закидывал голову назад и долго, долго стоял так с закатившимися под лоб глазами…» стр 43. И как Мелитон, будучи весьма малословным, отвечал на слова к нему: «Совсем у тебя скит, Мелитон! Он ласково и грустно улыбнулся. –В скиту часовенки бывают-с…» Да, прекрасно, когда, живя в этой жизни, удостоишся видеть гармонию природы и души человеческой.

   Среди рассказов, представленных в этой книге и написанных А.П. Чеховым, есть и рассказ Архиерей, который мы уже с вами читали на прошлом обзоре литературы и другие рассказы писателя. Один из них называется Казак, сюжет весьма поучительный для всех людей, живущих семейной жизнью. Этот рассказ как бы предупреждение всем нам, кто строит жизнь на православной основе, об искушениях, которыми подвергается муж и жена в повседневной жизни. Читателю кажется, что жена не права в своей черствости к ближнему, больному казаку, которого встретили на пути своем с Пасхальной службы муж и жена, возвращаясь с ночного богослужения с освященной пасхой. Не дали освященной пасхи больному казаку, так как вначеле не нашлось ножа, но потом потому, что жена категорически запретила делать это, под предлогом благочестия. Муж после мучается и страдает от того, что они не оказали ближнему своему, больному казаку, милости и помощи – это нормально и правильно. Но что произошло после с этим человеком – когда он впал в грех винопития, конечно, никак не оправдывает его. И читатель здесь уже размышляет о том, что если бы жена была более милостивой к больному казаку, то возможно не произошло бы такого падения её мужа. Поэтому рассказ этот является предупреждением всем семейным людям о тонкости взаимных отношений и умении пройти всевозможные бытовые искушения, которми богата наша жизнь с христианским смирением.

   Не зря видимо издатели вышеуказанной книги дали ей название по рассказу Куприна Чудесный доктор. Рассказ исполнен троготельной любви к ближнему и не может не вызывать умиления и добрых чувств у читателя. Дело происходит в Киеве и, как утверждает автор рассказа, изложенное событие произошло действительно, а он только переписал услышанный от Григория Мерцалова рассказ и изменил имена. Фамилия семьи, которую постигла горькая участь, Мерцаловы. Надо сказать, что эта фамилия, так называемая, семинарская, и много священников с этой фамилией служили в Тульской епархии. Отец семейства, отболевший брюшным тифом, уволенный с работы находился в отчаянном положении. Кормить семью, состоящую из двух отроков мальчиков и болящей девочки, и младенца в люльке было нечем. Попытки просить в долг и просто просить у прохожих –кончались у отца семейства неудачей. В ночное время он забрел в парк, где ему приходит мысль о самоубийстве. Но тут к нему подходит некий человек с сигаретой. Несмотря на недружественное поведение Мерцалова, этот человек побуждает его рассказать о том положении, в котором он оказался. Прохожий оказался доктором, и удивительно милостивым, так что сразу идет в дом Мерцаловых и, по милости Божьей, исправляет трагическое положении семьи. Фамилия этого уже немолодого доктора Пирогов. И читатель догадывается, что перед нами известный и любимый всем русским народом выдающийся доктор Пирогов.

   Нет смысла пересказывать подробности замечательного рассказа Куприна – лучше предоставить возможность самому читателю насладиться  простым и высоким слогом автора в развитии замечательного сюжета, о котором мы выше сеазали.

   Седьмая по счету книга нашего обзора – это совсем тоненькая книжеца из проекта «Забытая русская проза» Григория Данилевского «Святочные вечера». Рязань, изд Зерно 2022 года. На мой взгляд, нет смысла было к выпускать эти рассказы в наши дни, они не составляют высокую и полезную литературу.

   Правда, популярность названного автора, как творца исторических романлв, была чрезвычайна велика в XIX веке, и даже в наше время такие исторические романы Данилевского как «Княжна Тараканова», «Сожженная Москва» были известны нашему читателю. Святочные рассказы представляют собой почти жанр русской прозы дореволюционной поры, в которых рассказывались страшные небылицы и загадочные, и необъяснимые случаи из жизни человека. Мы на одном обзоре читали святочные рассказы другого автора, но они были другого духа и наполнения. Они были о любви к ближнему, о грехах и страстях человеческих, они были назидательны и полезны. На мой взгляд, предложенная нам книга Данилевского, может быть прочитана с точки зрения познания автора как хорошего рассказчика, но это больше касается литературной критики. Сами же истории, рассказанные автором в его рассказах, только страшилки и фантазия, малоинтересные для человека православного. В некотором роде аргументация сочинений таких рассказов объясняется самим автором в начале книги о некотором, видимо литературном, кружке в Санк-Петербурге, членом которого был Данилевский. В дни господства,так называемой «прокофьевской чумы» говорили все в обществе только о чуме. У членов названного кружка возникла мысль избрать себе в развлечение иную тему разговоров: обязательное сообщение каждого члена кружка, по очереди, фантастических рассказов о духах и приведениях. Собственно представленные в сборнике рассказы и представляют таковые, написанные Данилевским. Думается, что эти рассказы не несут в себе полезной и назидательной энергии для читателя, и могут рассматриваться как не очень умное баловство творческой интеллигенции того периода. 

   Восьмая книга, приобретенная нами для приходской библиотеки, это Дневники полкового священника» протоиерея Митрофана Серебрянского 1904-1906 года, записанные во время Русско-японской войны. М. 2023 год.

   Представляет собой двойной интерес для современного читателя, во первых потому, что отец Митрофан довольно подробно описывает новые места, в которых удалось побывать при движении состава в Манчжурию от Орла, во вторых, военные действия русской армии в той Руско-японской войне, запечатленные в дневниках священника, наиболее достоверные и доверительные для тех, кто желает больше узнать о собятиях этого военного времени. Надо заметить, что мы плохо знаем об этой войне с японцами. Поэтому даннный дневник священника Митрофана представляет собой ценнейший исторический материал свидетеля зтой войны, к сожалению, проигранной нами. Надо обратить внимание читателя, что это был 51 драгунский полк, а позднее 17-ый гусарский полк. Это элитные войска нашей России. Вместе с гусарами –воинами везли в поезде и лошадей, которые были частью нашего вооружения. Интересны наблюдения отца Митрофана за китайцами, очень своеобразной и многочисленной нации. Китайцы молились и исполняли свои духовные потребности в специальных зданиях, своеобразных молильных домах, которых немало встречалось в различных селениях. Однажды автор этих дневников встретил китайца-христианина. По наблюдению за ним удалось установить, что это был католик.

   Отец Митрофан рассказывает, что личный состав очень хорошо кормили, а также хорошо кормили и лошадей. На военном фронте довольно успешными были дела наших войск. Потери у японцев во всех битвах были намного больше, чем русских. Поэтому победа японцев в Порт-Артуре была неожиданностью для многих наших. Надо сказать, что в это время в России произошли беспорядки, направляемые предателями –большевиками, которые вылились в революцию 1905 года. Отец Митрофан не дерзает в своих дневниках анализировать причины нашего поражения. Хотя по оценке некоторых светских наблюдателей, тогда не на высоте оказались некоторые генералы, командующие нашими войсками. Но он как священник проявил необычайное трудолюбие, пастырскую ревность, совершая регулярно Божественную Литургию и причащая огромное колличество православных воинов, особенно перед началом битвы. По свидетельству отца Митрофана, после поражения наших войск в Порт-Артуре, дух наших войск не упал. Во многом это была заслуга пастыря. Многие воины драгунского полка, которых духовно окормлял отец Митрофан, желали идти в бой, чтобы изменить ситуацию на фронте, но армия подчинялась военному командованию. Еще год пришлось находится на чужбине воинам 17-го гусарского полка, вместе с полковым священником отцом Митрофан Серебрянским, выполняя приказание командования. Дневники отца Митрофана представляют большой интерес для современного читателя, восполняя наши исторические знания о той войне с японцами.

   Девятой книгой, приобретенной для нашей библиотеки, является библиографический очерк об Аксаковых, представителях известного дворянского рода, написанный известным дореволюционным востоковедом Смирновым Василием Дмитриевичем (1846-1922г) и вышедший примерно 100 лет назад в серии ЖЗЛ издателя Ф.Ф Павленкова.

   Первый из них Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)-выдающийся русский писатель, сын его Константин Сергеевич (1817-1860) –один из основоположников славянофильства, брат последнего – Иван Сеогеевич Аксаков (1823-1886) – известный публицист, лидер славянофильства 60-70 годов девятнадцатого века, поэт. Эта книга не так проста для чтения и понимания, хотя и представлена в серии ЖЗЛ, но она очень актуальна в наше время, когда в условиях нашей действительности русский патриатизм, разрушаемый либералами и демократами старарого века (дореволюционного) и времен советской перестройки, как бы я сказал, востребован ныне властями и той частью нашего народа, которая желает идти по стопам наших православных предков.

   Современный читатель знает творчество нашего русского писателя С. Аксакова, хуже знает славянофилов, ярким представителем которых были его дети: Константин и Иван,  и их идейное зерно. Думается, что самым центральным моментом для понимания патриатизма, построенного на идеях славянофилов, является материал, изложенный в IV главе книги. Иван Аксаков . Немизида- славянофильства. Славянофильство как классовая теория. Немизида греческая богиня возмездия за общественные и нравственные беспорядки. В этом рассказе интересна позиция Ивана Сергеевича Аксакова в его реакции на Берлинскую конгресс 1878 года. Надо сказать, что и мы современные граждани России плохо знаем об истории этого конгресса и его решениях, пересмотревших результаты собственно Руско- Турецкой войны. В интернете есть довольно подробный материал о этом событии. Здесь приведем только ту часть, котрая обозначает предмет этого события.

Как проигрывались выигранные войны

   145 лет назад, с 1 июня по 1 июля 1878 года, проходил Берлинский конгресс, на котором были пересмотрены итоги Русско-турецкой войны 1877–1878 годов; в России подписанный на конгрессе Берлинский трактат называли кражей победы и позором для страны, а причинами происшедшего считали происки Великобритании и Австро-Венгрии, коварство неблагодарной Германии и подозрительное поведение российских переговорщиков.

   «Не мог перенести Иван Сергеевич этого надругательства над Россией, в заседании Московского Славянского комитета от 22 июня 1878 года разрозился самой пылкой из всех своих речей, в которой дал полную волю своему патриатическому негодаванию. «Мы собрались сегодня, - говорил он, - хоронить миллионы людей, целые страны, свободу болгар, независимость сербов, хоронить великое, святое дело, заветы и предания предков, наши собственные обеты, хоронить русскую славу, русскую честь, русскую совесть».(стр. 103). «Ты ли это, Русь-победительница, сама добровольно разжаловшая себя в побежденную?»

   Об этой речи Аксакова говорили многие наши соотечественники. И мы, дожившие до XXI века, должны не только знать, но понимать и видеть истинное лицо, так называемого, коллективного Запада. И хотя автор этой книги рассказывет о причинах неудачи последнего издания Аксакова, называемая Русь , следует сегодня сказать, что, как тогда, так и сейчас, поборников истинного патриатизма у нас  не так много. И это жаль! События, которые происходят сейчас на Украине, это, с одной стороны, та же предательская политика запада и тех сил, которые его поддерживают, а с другой стороны – эта удивительно верная, в этих условиях,  позиция нашего русского Отечества. Эта небольшая брошюра об Аксаковых очень полезная и актуальная в наше время книга.

   Последняя (десятая) книжеца нашего обзора – исторический материал о белогвардейском движении, из серии Мемуары замечательных людей. С.Я. Эфрона Автобиография. Записки добровольца. М., 2016 г. Автор – супруг известной поэтессы Марины Цветаевой (1893-1941)

   Автор рассказывает о своей биографии. С детсва он был болящим юношей и всю жизнь лечился от туберкулеза легких. Но все же смог кончить шеолу прапорщиков и стать позже офицером. В Москве он участвует в вооруженной борьбе с большевиками. Позже он оказывается в эмиргации, в Париже. Мне, как священнику,наиболее интересны его взгляды на церковь и православие, которые он излагает в своем очерке «Церковные люди и современность» (стр.131). Вцелом, из этого очерка следует, что Эфрон правильно понимает, что русский народ не может и не должен жить без Бога. Скажем здесь, что несмотря на свое еврейское происхождение, Сергей Яковлевич был крещенным и православным человеком. Но, думается, что автор вышеуказанного очерка идеалистически понимал участие народа в строительстве экономики и политики страны. По его мнению русский народ был слишком безучастен в социальной и политической жизни страны. «Культурный опыт Запада именно в области относительных благ нам не только не вреден, но необходим» стр135 «Россия должна явить свой мужественный лик. И в этом выявлении должны принять участие все, все в этом ответственны, никто не может от этого отказаться». Чистой воды умствование, не имеющее под собой реальных аргументов. Уже не раз на эти «грабли» наступали политики и деятели нашей России. Особено много таких оказалось в перестроеечное время, и до сих пор мы нник не можем вернуть в «русское ложе» систему образования и медицыны, построенные по западному образцу, и ,как кажется, и финансовую систему страны,  позволяющую хранить наше отечественное золото в западных банках.

   На сайтах интернета есть материалы о судьбе С.Я. Эфрона и М.И.Цветаевой. Печально и жалко, что их семейная жизнь сложилась не только неудачно, но и трагически. С.Я Ефрон был агентом НКВД еще живя в Париже. Что его толкнула на этот шаг? Сказать трудно.  Позже он переезжает в СССР и получает казенную дачу НКВД в Болшево. В 1939 году его арестовывают, а в 1941 году выносится приговор о его расстреле, который и исполняется.  Трудно сказать за что, за какую идею пострадал С.Я. Эфрон? По крайне-мере, у читателя этой книги, на которой начертано: МЕМУАРЫ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, возникает резонный вопрос: «А был ли Сергей Яковлевич  замечательным человеком?»

Апрель 2024 года

 

Предоставленные материалы обзора литературы подготовлены настоятелем протоиереем Георгием Троицким

Печатается под общей редакцией священника Георгия  Троицкого

Адрес:141721, Мытищинский р-он с. Степаньково

 


Назад к списку